Обновлено 22.11.2018г. 02:09 (UTC+3)

Eye-tracking (айтрекинг) тестирование

Eye-tracking - профессиональная технология, позволяющая отслеживать траекторию движения зрачков человека и анализировать ее последовательность. Естественно, для этого необходимо специализированное оборудование. Технология, в частности, помогает современным разработчикам сайтов и веб-маркетологам.

Где используют Eye-tracking?

Eye-tracking в веб-маркетинге и сайт-билдинге используют для углубленного анализа расположения элементов сайта. В других сферах с помощью технологии изучают эффективность расположения блоков в печатной рекламе и на элементах упаковки, расположения товаров на полках. Таким же образом можно оценивать видеоконтент.

Анализ демонстрирует, насколько грамотно расставлены акценты – то есть, привлечет ли носитель (в нашем случае – веб-страница) внимание потребителя, и усвоит ли он предложенную информацию. От качества восприятия контента естественным образом зависит отдача – конверсия. Поэтому использовать Eye-tracking рекомендуется перед запуском сайта или крупной рекламной кампании, перед выпуском нового товара или презентацией бренда. Независимо от сферы применения, принципы исследования единые.

Учитывая стоимость исследований, Eye-tracking в отрасли веб-разработок доступен преимущественно крупным игрокам. Но ситуация меняется: с развитием рынка появляются специализированные исследовательские компании, услуги которых доступны владельцам ресурсов со стабильной прибыльностью. Технология трудоемкая и сложная, поэтому она будет эффективной только при условиях проведения крупных исследований, когда затраты на изучение и анализ будут оправданы ожидаемым экономическим эффектом.

Три этапа тестирования

Анализ может проводиться в офисе компании, на территории заказчика (или на нейтральной) либо дистанционно. Порядок тестирования:

  1. Настройка оборудования.
  2. Работа с тестируемыми. Им предлагают выполнить задание (например, сравнить два варианта шапки сайта и выбрать понравившийся).
  3. Разговор с тестируемым – он должен объяснить причину выбора.

Данные об эмоциональной реакции и попытках аргументированного объяснения этой реакции помогут составить объективную картину и принять верные решения.

Eye-tracking и веб-разработка

Проводя исследования в сфере разработки сайтов, используют группу респондентов, компьютер, камеру (она должна фиксировать страницу сайта, которую видит респондент) и аппаратуру, которая записывает траекторию движения зрачков при просмотре страницы.

Изображения с камеры и аппаратуру синхронизируются и программным способом накладываются одно на другое. Благодаря этому можно проанализировать объективную реакцию респондента и сделать выводы, насколько просмотренные веб-страницы эффективны с точки зрения расположения элементов, подачи контента и других факторов.

Например, карта интенсивности демонстрирует выделенные цветом области веб-страницы, на которых респондент останавливается надолго или к которым возвращается. А вот карта хронологии демонстрирует, с какой очередностью и как долго останавливался взгляд на каждом элементе веб-страницы.

Первыми в данной сфере технологию Eye-tracking начали использовать поисковики – таким образом они совершенствую результаты выдачи по запросам, делают выдачу более удобной. Ну а еще, естественно, так они выбирают наиболее оптимальные места для размещения блоков контекстной рекламы.

Что поможет определить технология в рамках сайта?

Eye-tracking продемонстрирует:

  • насколько удобна система навигации по сайту;
  • какая эффективность у баннерной рекламы;
  • какие блоки на сайте более привлекательны для посетителей, а какие вообще не привлекают внимания;
  • что делает посетитель на сайте (особенно полезно для интернет-магазинов: какие действия совершает гость от захода до покупки);
  • как реагирует посетитель на разные элементы сайта (определяется по изменению диаметра зрачков).

Когда нужно применять Eye-tracking?

Есть несколько ситуаций, когда использование этой технологии проведения исследований наиболее эффективно:

  1. Вывод на рыночную нишу нового товара. В этом случае высокая эффективность каждого носителя рекламы позволит сэкономить компании миллионы.
  2. Проведение разработок товара или услуги с перспективным массовым спросом. Таким образом изучают покупательский интерес.
  3. Разработка рекламной кампании федерального (или хотя бы краевого) уровня. Это важно, чтобы ее результаты оправдали все затраты.

Когда Eye-tracking НЕ нужно применять

Три варианта, когда исследование абсолютно не эффективно:

  • локальные исследования для компании с малыми оборотами или немассовым продуктом;
  • когда нужно сделать все очень быстро – метод неэффективен при сжатых сроках;
  • в сфере В2В, если объемы продаж маленькие.

Как использовать технологию Eye-tracking в сфере веб-разработки

Eye-tracking поможет при проведении предварительных исследований ресурса. В основном к этому прибегают крупнейшие веб-компании, создавая сайты как минимум федерального значения. Может ли использовать Eye-tracking владелец небольшого сайта, не неся колоссальных затрат? Да – для этого можно пользоваться специализированными сервисами, которые отчасти перенимают этот метод исследования.

Например, сервис Вебвизор дает возможность заказывать просмотр у выбранной аудитории с получением данных, по сути похожих на результаты Eye-tracking-исследования. Однако тот же Вебвизор создан для анализа уже существующих проектов – применять его для предварительного тестирования нереально.

Итог следующий: несмотря на широкие возможности Eye-tracking, он целесообразен только для крупных проектов – при этом для них он помогает сэкономить значительные суммы или добиться высокой прибыльности. В сфере веб-разработки частично использовать Eye-tracking целесообразно, привлекая для этого специализированные сервисы.