Обновлено 25.07.2017г. 05:16 (UTC+3)

Правильная группировка запросов

Группировка запросов - это процесс, которые позволяет объединить запросы с целью их дальнейшего продвижения. Группировка запросов это один из важнейших этапов в SEO оптимизации сайтов т.к. грамотно объеденные запросы позволяют создать наилучшую структуру для сайта, с которой в свою очередь придётся взаимодействовать пользователям, учитывать и оценивать поисковым системам.

Существует несколько мнений, часть из которых я считаю популярными, но ошибочным, относительно группировки запросов из семантического ядра. Я постараюсь рассказать вам все доступные варианты и предоставить свою точку зрения относительно каждого из них, а решение по использованию подходов оставить за вами.

Золотое правило: 1 запрос - 1 страница

Этот тип группировки является одним из самых старых и простых т.к. не требует дополнительных действий при обработке ядра запросов. Группировка не выполняется вообще, а для каждого продвигаемого запроса на сайте существует своя целевая страница, которую максимально оптимизируют для этого запроса. Такую группировку уместно использовать на ресурсах, где семантическое ядро содержит взаимоисключающие запросы пользователей или их можно отнести к разным сегментам.

Например для для запросов: "купить красное платье", "купить синее платье", " купить чёрное платье" в большинстве случаев следует создавать отдельные страницы в рамках сайта и на каждой продвигать свой запрос. Для запросов некоторых информационных тематик (например "поздравления бабушке","поздравления с 8 марта", "поздравление козерогу") так же рекомендуется именно этот тип группировок, несмотря на то, что контент страницы может отнестись ко всем трём страницам: "поздравление бабушке козерогу на 8-е марта". Плюсы подхода:

  • экономия времени на процесс группировок;
  • экономия бюджета на SEO в виду отсутствия необходимости использования полуавтоматических и автоматических сервисов группировок;
  • возможность более точной внутренней оптимизации сайта за счёт меньшего количества требований по наличию запросов на странице;
  • меньшая вероятность попадания под фильтры поисковых систем;

И его минусы:

  • Довольно сложно оптимизировать сайт под этот вид группировки в виду того, что структура сайта и навигационные цепочки будут усложняться с каждой новой страницей на сайте. Может страдать удобство пользования сайтом;
  • Количество контента, который необходим для сайта, увеличивается многократно: каждой странице требуется свой полезный для пользователей материал;
  • В результате наличия схожих и включающихся друг в друга запросов, контент так же может частично дублироваться, что приводит к худшему ранжированию в поисковых системах;
  • Поисковые алгоритмы не идеальны и при наличии большого количества страниц на сайте, продвигаемым по схожим запросам, может наблюдаться такой эффект, как смена релевантных страниц: страницы начинают показываться в поиске не по тем запросам, по которым задумано их продвижение, а как следствие они занимают худшие позиции и обладают меньшей конверсией, чем хорошо оптимизированные страницы.

Микрогруппировки

Этот подход является разновидностью предыдущего, за исключением объедения синонимичных запросов, без анализа их смысловой части. В случае большого количества запросов в ядре и низкого количества запросов в рамках предположительной группы, подходящей структуры сайта и низкой конкуренции, иногда запросы вида  "купить красное платье", "купить синее платье", " купить чёрное платье" рекомендуется объединять в одну группу "купить платье".

Плюсы и минусы такого типа группировок схожи с предыдущем, но обладают менее выраженным характером. Потребуется время или средства, для проведения таких группировок, всё-ещё можно оптимизировать заголовки страниц, включая в них целевые запросы, но ток же требуется контент для страниц, возможны дубли и смена релевантных страниц, пусть и в меньших объёмах, чем в подходе писаном выше.

Группировка по смыслу

Данная группировка основывается на нескольких факторах:

  • синонимы ("эвакуаторы круглосуточно", "эвакуаторы 24 часа");
  • общая смысловая часть ("купить внедорожник", "купить авто для езды по бездорожью");
  • узкая профильная профессиональная часть  ("как повысить продажи с сайта", "как улучшить конверсию на сайте");
  • ассортимент заказчика ( в случае если он продаёт только расчёски tangle teezer: "купить расчёску", "купить  TANGLE TEEZER");
  • слэнг ("купить бэху", "купить bmw");
  • структура сайта, которую нельзя менять (например сайты многих автодилеров);
  • и д.р.

Т.е. необходимо выбрать один или несколько принципов смысловой группировки, основываясь на закономерностях, которые можно выделить в продвигаемой нише и путём анализа запросов пользователей. Такой вид объедения запросов пользователей очень трудоёмкий и результаты сильно зависят от принципов, которые выбирает SEO-специалист.

При объединение большого количества запросов (их может быть больше ста) возникают сложности, связанные с оптимизацией заголовков, мета тегов и контента страницы. Группировка запросов по смыслу облегчает наполнение сайта контентом и выглядит более естественной. При логичных группировках образуются логичные структуры сайта, которые в свою очередь удобны и понятны пользователям, а поисковым системам проще выделять страницы под группы тематических запросов.

Поисковые системы приветствуют такой способ группировки запросов, но не всегда он является самым эффективным ввиду того, что запросы бывают неявными, подходы могут быть выбраны оптимизатором неэффективные, а поисковые алгоритмы не идеальны и не всегда могут корректно понять смысловые части запросов пользователей.

Группировка по спросу

Этот подход относительно новый и немногие seo-оптимизаторы знают и используют его на своих сайтах. Объединение запросов в группы в этом способе является комбинированием "группировок по смыслу" и "микрогрупировок", а так же анализ статистики, выдаваемой различными инструментами измерения популярности запросов пользователей. Выполняется в следующем порядке:

  1. Запросы группируются по смыслу;
  2. Выполняются "микрогруппировки", но в процессе анализируется не количество запросов, а спрос (частотность) каждого запроса и группы запросов;
  3. Если суммарная частотность запросов в группе небольшая, то запросы из группы распределяются и "присоединяются" к другим страницам сайта;
  4. Если частотность запроса высокая, он начинает являться группообразующим запросом;
  5. Запросы, которые не являются группообразующими и нельзя присоединить к другим группам - удаляются.

Использование этого метода позволяет создать и продвигать только эффективные группы запросов, которые будут являться трафикообразующими для сайта. "Спрос на запрос" и "конкуренция по запросу" зачастую коррелирующие понятия и объедение этим способом будет способствовать классическому SEO, когда менее частотные запросы продвигаются первыми и находясь на одной странице с остальными запросами из семантического кластера ускоряют получение эффекта от продвижения и для них. Минусами группировки является её сверхвысокая ресурсоёмкость т.к. требуется значительное количество времени для обработки всех данных для каждого запроса.

Группировка по ТОПам

Данный подход стал настоящим мейнстримом 2014-2015 года. Поисковые системы, показывая результаты поисковой выдачи, предоставляет пользователю списки доменов и страниц этих сайтов. По схожим запросам могут показываться одинаковые наборы. Анализируя выдачу поисковых систем и похожесть результатов поиска, можно выделять группы запросов, которые поисковая система считает схожими по смыслу и предоставляет очень схожие результаты поиска. Данный метод иногда показывает отличные результаты. За счёт автоматизации процесс группировки можно ускорить в несколько раз, но есть существенные недостатки:

  1. Поисковая выдача имеет свойство меняться с течением времени. Отличие в поисковой выдаче 2 двух запросов в короткие временные промежутки может достигать 100% и группировка, которая была создана по ТОПу, уже не соответствует действительности;
  2. Качество групп иногда очень низкое, как и качество поиска. Поисковые алгоритмы меняются, развиваются и улучшают результаты поиска, а результаты группировки устаревают с каждый обновлением поисковых алгоритмов;
  3. Пересечение групп запросов в поиске может противоречить здравому смыслу, структуре сайта, ассортименту товаров и в этом случае применение похода становиться невозможным;
  4. Существует огромное количество зависимостей, на основании которых  можно принимать решение о включении запроса в группу (конкуренция в поиске, геопринадлежность, вид запроса, тематика, влияние прочих факторов) и каждый случай в нише - практически индивидуален. Таким образом в процессе поиска оптимальных параметров в руках оптимизатора рождается маленький Матрикснет: необходимо протестировать большое количество параметров и связей с целью поиска алгоритма, дающего наилучшие результаты.

Автоматическая группировка

На рынке существует более ста инструментов в составе сервисов и программ, с различными алгоритмами работы. По сути все они являются разновидностью описанных выше способов и основной задачей их является ускорение процесса группировок запросов. Тестирование их функционала, удобства и адекватности результатов выходит за рамки данной статьи, но обязательно в будущем я сделаю обзор этого рынка. Сейчас могу лишь сказать, что лучший инструмент SEO-специалиста это его голова. 🙂

Вместо заключения

Существует ещё несколько подходов в группировке запросов, но они низкоэффективны или слишком индивидуальны и их применение не всегда оправданно. Используя описанные выше подходы можно с большой долей вероятность создать отличные группировки для сайтов, которые будут являться существенным задатком для успешного SEO продвижения. Успехов всем с этой интересной задачей!